Какую недвижимость выбирают россияне в Турции?
Какую недвижимость выбирают россияне в Турции?
Начиная с прошлого года, россияне прочно заняли пальму первенства по числу приобретенных иностранными гражданами объектов недвижимости на средиземноморском побережье Турции. Активно заинтересовавшись около 10 лет назад, соотечественники год от года постепенно осваивали Анталию, спрос медленно, но верно рос, расширялся, и уже на сегодняшний день практически все застройщики региона заинтересованы в увеличении продаж россиянам.
Работа застройщиков и агентств недвижимости на российском рынке также началась не вчера. Еще до эпохи повсеместно доступного Интернета, в середине нулевых, первые представители турецких компаний работали на выставках недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас в условиях жесткой конкуренции маркетинг охватывает и веб-пространство, и крупных туроператоров, и российские агентства недвижимости, и многие отели побережья. Квартиры предлагаются как в средствах массовой информации, включая ведущие телеканалы и радиостанции России, так и на пляже, в хамаме, в ресторане и просто на улице. Кто-то успешно и быстро реализует россиянам многоквартирные дома, кто-то пока еще только присматривается к рынку. Одно можно утверждать совершенно точно – никто сегодня в Турции не пренебрегает российским покупателем, и каждый застройщик при формировании предложения стремится учитывать тенденции спроса со стороны россиян.
Покупатель из России: кто он?
Средний покупатель из России – это, конечно, москвич, точнее, москвичка, в возрасте 40-55 лет с высшим образованием, работающая в бюджетной или частной сфере или занимающаяся предпринимательством.
Несомненно, жители самых разных российских регионов, от Калининграда до Владивостока интересуются и приобретают турецкую недвижимость, но по очевидным причинам, больший интерес проявляют именно жители крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Уфы.
Бюджет на покупку квартиры или дома формируют, как правило, люди старше 40 лет, и обычно инициатива исходит именно от женщин. Главная цель владения недвижимостью в Турции – это организация семейного отдых у моря. Покупатели рассматривают, где удобнее всего будет их детям и внукам, ну, и им самим, когда они достигнут пенсионного возраста и получат возможность чаще бывать или постоянно жить в Турции.
Говоря о даче, многие россияне все-таки не стремятся потратить на нее слишком большие деньги. При этом не в последнюю очередь рассматривается вопрос ликвидности жилья: возможности быстрой, в случае необходимости, продажи без потерь, перспективы сдачи в аренду, если не получится постоянно приезжать на отдых.
Отдельно отметим ту немалую часть покупателей из России (около 20%), которые планируют переезд в Турцию на постоянное место жительство. В этой категории примерно поровну одиноких и семейных граждан.
Россияне выбирают города
Абсолютное большинство покупателей недвижимости из России выбирают объект в самой Анталии или во втором по величине городе провинции – Аланье. В основном, будучи жителями больших городов, россияне не готовы отказаться от активной жизни и насыщенной городской инфраструктуры. По сравнению с Москвой, безусловно, Анталья и Аланья гораздо спокойнее и компактнее, и потому именно эти города стали хорошим компромиссом между мегаполисом и селом, где с одной стороны, можно посвятить время отдыху и оздоровлению, а с другой стороны, не остаться в стороне от социальной жизни. Практика показывает, что европейцы предпочитают недвижимость в небольших курортных поселках и городках, например, Сиде, Каш, Фетхие, россиян же в этих местах единицы. Возможно, это связано с тем, что покупатели из России потенциально всегда рассматривают переезд в Турцию на постоянное проживание, причем необязательно в пенсионном возрасте, а потому берут в расчет наличие в шаговой доступности школ, возможность трудоустроиться, занять свой досуг и иметь круг общения.
Главные критерии выбора недвижимости
Начать нужно с того, что самое главное, ради чего россияне приезжают сюда и покупают здесь недвижимость – это море. Близость к морю играет решающее значение для выбора, как правило, допускается шаговая доступность (до 1 км), но для многих – только первая и вторая береговая линия.
Как мы уже говорили, главной целью покупателя является организация семейного отдыха, и поэтому другим важным критерием выступает территория и инфраструктура комплекса. Редкий россиянин рассматривает жилье без бассейна, и многим нравятся современные комплексы с инфраструктурой по типу пятизвездочного отеля, когда на большой территории есть и бассейн с горками, и крытый бассейн, и полноценный спа-центр, и детская площадка, и теннисный корт, и многое другое. Безусловно, недвижимость в таких комплексах продается недешево, и если бюджет ограничен, покупатель будет рассматривать наиболее приближенный к идеалу вариант, пусть с небольшой, но красивой и озелененной территорией. Из развлечений на территории, в первую очередь, россияне обращают внимание на детские – бассейны и горки, открытые и закрытые игровые и спортивные площадки.
Еще одним важным «пунктиком», на который обращает внимание абсолютное большинство покупателей из России – это вид из окна. В идеале, конечно, на море, но также вполне допустимо и на горы, на бассейн, на зелень или нешумную аккуратную улицу. Почти всегда, даже несмотря на низкую цену, отвергаются варианты с видом в окна соседей или же на какие-то неэстетичные объекты. Учитывая, что градостроительные планы допускают достаточно плотную застройку, при проектировке дома имеет смысл позаботиться о его расположении на участке и квартир на этаже таким образом, чтобы по возможности исключить плохой вид. Россияне любят вид на море, но далеко не всегда готовы переплатить за него тысяч 20-30 по сравнению с низкими этажами в этом же доме.
Вообще красота, эстетичность постройки и оригинальность архитектуры и дизайна очень важна. Дело в том, что у каждого покупателя есть свой образ мечты под названием «дом у моря». А мечта никак не может быть испорчена уродливыми деталями в виде недостаточно красивой панорамы, неухоженного сада или непродуманного внутреннего дизайна. Часто бывает так, что даже более низкая цена не мотивирует покупателя уйти от своего образа дома мечты. Он, скорее всего, откажется от покупки вообще, чем согласится на компромисс.
Продаются квартиры: большие и маленькие
Россияне чаще всего останавливают свой выбор на квартирах с одной или с двумя спальнями. Студии в Турции строят редко, в принципе, на них также есть спрос, но все-таки не забываем о том, что чаще всего в квартире будет отдыхать или проживать семья, а потому наличие всего одной комнаты, к тому же небольшой по площади, чаще всего не устраивает покупателя. В трех и более спальнях, как правило, нет необходимости, так как средняя российская семья – это обычно не более пяти человек. Однако проектируя квартиры, важно обращать внимание на то, чтобы комнаты были не крошечные: спальни не менее 10 кв.м., гостиная не менее 20 кв.м., в квартире с двумя спальнями желательно наличие двух санузлов, необходим и большой балкон с видом, сами понимаете каким.
Немаловажно – ценовой вопрос
Все критерии, указанные выше, объединить в рамках одного объекта абсолютно не проблема. На побережье немало подходящих участков, на которых можно выстроить большие современные оригинальные жилые комплексы вблизи городской инфраструктуры и с потрясающими видами. Но есть очень важный нюанс: россияне не готовы тратить слишком много для покупки «турецкой дачи», а потому застройщикам, ориентированным на российский рынок при строительстве квартир важно сильно не превышать бюджет в 100 000 евро, а при строительстве вилл в 250 000 евро. Статистика убедительно подчеркивает, что большинство покупателей ориентированы на квартиры с 2-мя спальнями в бюджете 50 000 – 70 000 евро, и для застройщика важно максимально учитывать соответствие критериям выбора с данным бюджетом.
Обратимся к деталям
При выборе недвижимости покупатель-россиянин обращает внимание и на мелкие, казалось бы, детали, учет которых всегда поможет сформировать более выигрышное предложение:
- Водная горка у бассейна, а лучше две: для малышей и для взрослых;
- Хорошая детская площадка с песочницей, качелями, горками и скамейками для родителей;
- Зелень на территории. Газонная трава, деревья и цветы всегда более привлекательны, чем любая современная плитка, мрамор или бетон;
- Удобства для инвалидов и мам с детскими колясками: пандусы, отсутствие лишних ступеней на входе, вызов лифта с уровня коляски;
- Скоростной Интернет со всей территории комплекса и из квартир;
- Парковка на территории;
- Небольшие индивидуальные кладовки для хранения велосипедов, колясок, шезлонгов и прочих вещей;
- Ламинат в спальнях предпочтительнее плитки;
- Оформление квартир в светлых пастельных тонах предпочтительнее темных и насыщенных цветов.
Каковы перспективы?
Россияне полюбили Анталию всей душой, и, как показывает опыт последних лет, ни мировой финансовый кризис, ни природные катаклизмы, ни войны не повлияли существенным образом на спрос в сфере недвижимости. Пока Турция обеспечивает спокойствие и нейтралитет на политической арене, россияне и граждане других стран будут искать здесь островок спокойствия в нашем непростом мире. Быть ближе к природе, нежиться на солнце и плавать в ласковом море – как хочется продлить такой отдых и сделать его частью своей жизни, купив домик у моря.
Статистика одного агентства за год (г. Аланья, период: июль 2013 – июль 2014 года)
Портрет покупателя:
Мужчины – 40%
Женщины – 60%
Из Москвы – 45 %
Из других регионов России (в общей сложности) – 55%
В возрасте до 40 лет – 17%
В возрасте 40-50 лет – 38%
В возрасте 51-55 лет – 35%
Старше 55 лет - 10%
Приобретенные объекты недвижимости:
Квартиры-студии - 5%
Квартиры 1+1 – 32%
Квартиры 2+1 – 50%
Квартиры 3+1 и более, пентхаусы – 3%
Виллы – 10%
Бюджет на покупку недвижимости:
До 35 000 Евро – 7%
35 000 – 50 000 Евро – 26%
50 000 – 70 000 Евро – 33%
70 000 – 100 000 Евро – 21%
100 000 – 150 000 Евро – 5%
Более 150 000 Евро – 8%
Источник: Журнал "RT DIALOG" №1-2015, стр.64. rt-dialog@mail.ru
(критерии выбора недвижимости в Турции, статистика продаж недвижимости Турции)