Государственное устройство России и Турции.
У нас много общего: государственное устройство России и Турции
Россия и Турция при всем своем взаимодействии, которое развивалось веками, в последнее время не только укрепили сотрудничество по различным направлениям, но и приблизили государственным модели к общим стандартам. Трудно сказать, кто с кого берет пример, но в государственном устройстве наших двух стран мы нашли много общего.
Прежде чем в сравнении разобраться в том, как устроена государственная система Турции и России, необходимо обратиться к теории.
В теории государства и права, разбирая ту или иную модель, говорят о «форме государства».
Форма государства включает в себя форму правления (монархия или республика), форму государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация), характер взаимоотношений между государством и его частями, между центральными и местными органами управления и др. и политический режим - совокупность методов и приёмов осуществления государственной власти.
Форма государства в современном мире обычно закрепляется основным законом – Конституцией страны. Теоретики подчеркивают, что она складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненно, воздействие на нее оказывает уровень экономического и общественного развития, а также отношения между основными политическими силами.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляет основные признаки государственного устройства России. Статья 1 устанавливает, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В свою очередь, Турция по Конституции 1982 г. — это унитарное государство со смешанной формой правления (в нём сочетаются элементы как парламентской, так и президентской республики).
Форма правления
В любом случае, и Россия, и Турция – это республики по своей форме правления, как впрочем, и большинство государств, существующих в современном мире. Монархии все-таки сейчас воспринимаются больше как пережиток прошлого.
Республика как форма правления возникла только в конце XVIII в. (лат. res publika – «дело согласия народа»). Республика – это такая форма правления, при которой ведущая роль отдается народу, а это значит, что высшие органы государственной власти избираются народом на основе голосования и на определенный срок. Республики в зависимости от распределения властных полномочий подразделяются на президентские и парламентские. При этом и Россию, и Турцию большинство специалистов считают смешанной республикой, но не будем скрывать, что в России изначально, с момента распада СССР и с каждым годом все более укрепляется власть президента.
С момента становления в качестве конституционного государства Россия постоянно двигалась в строну укрепления в ней черт президентской республики, и в итоге стала по ϲʙᴏему характеру президентской республикой, хотя и сохраняющей некᴏᴛᴏᴩые внешние признаки парламентского государства. Президент РФ избирается не парламентом, а путем всенародного голосования, а это типично для президентских республик.
Турция также идет по пути укрепления власти президента, об этом ярко свидетельствуют события последних лет в стране. Президентские выборы в Турции прошли 10 августа2014 года. И это не просто выборы президента, это первые всенародные выборы, так как ранее президент, как это бывает характерно для парламентской республики, избирался парламентом, и фактически не обладал широкими властными полномочиями, тогда как власть принадлежала премьер-министру, лидеру правящей партии.
Раньше президент Турции избирался парламентом один раз в семь лет. Согласно последним изменениям законодательства, глава государства будет избираться на пять лет прямым всенародным голосованием. Теперь статус президента Турции изменился, ему переданы очень широкие полномочия.
Вскоре после выборов будет внесен пакет поправок к конституции, которые в общем-то окончательно превратят Турцию в президентскую республику.
Президент Турции - Реджеп Тайип Эрдоган
Законодательная власть принадлежит Великому Национальному Собранию Турции — однопалатному парламенту (его название - Меджлис), состоящему из 550 депутатов, которые наделяются полномочиями на основе прямых, всеобщих, равных и одностепенных выборов сроком на 5 лет.
Великое национальное собрание Турции или меджлис.
В России парламент (Федеральное Собрание) является двухпалатным и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Состав палат, как и принципы, их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России.
Форма государственного устройства
Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. Органы власти провинций подчиняются единым центральным органам государственной власти. Провинции не обладают какой-либо политической самостоятельностью.
Именно таким классическим унитарным государством является Турция. В административно-территориальном отношении Турция делится на 81 провинцию. Наиболее крупные города Турции (центры провинций) с населением свыше миллиона человек: Стамбул, Анкара, Измир, Бурса, Адана, Конья, Анталья, Антакья, Газиантеп, Шанлы, Урфа, Самсун.
Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд автономий – Тибет, Гонконг и др.), Испания (Область басков). В Турции, несмотря на наличие такой инициативы, в настоящее время официально признанных автономий нет.
Россия, будучи крупнейшим государством, определила для себя федеративную форму государственного устройства с многочисленными автономиями.
Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований, основанный на договоре. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят субъекты, обладающие определенным суверенитетом, то есть относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Государственная власть в таком государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения.
По Конституции Россия состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами: это республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие субъектов федерации — результат исторического развития России, особенностей ее национального состава.
Согласно официальным статистическим данным 2013 года крупнейшими российскими городами являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону.
Третья составляющая формы государства - политический режим - совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, который характеризует политическую обстановку в стране, в том числе степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.
Безусловно, по Конституциям и Россия, и Турция являются демократическими государствами.
Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – народовластие – в классическом понимании означает и широкий объем политических и гражданских прав человека, и активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, и признание воли народа единственным источником государственной власти.
Почти все современные государства провозглашают и стремятся к реализации политического режима, который называется заветным словом «демократия». С сожалением можно признать, что довольно часто демократией прикрываются различные политические игры на внутренней и внешней арене.
У России и Турции и в этом аспекте наблюдается много общего: в обеих странах в течение долгого (причем параллельно текущего) времени у власти находятся сильные, пользующиеся популярностью у избирателей лидеры. В России уже 11 лет у руля В.В. Путин и партия «Единая Россия», в Турции – 12 лет Р.Т. Эрдоган и партия АКР. Результаты выборов на всех уровнях показывают, что население наших стран действительно поддерживает этих лидеров. Несмотря на разницу в менталитете и в религии, и Россия, и Турция идут в настоящее время по пути централизации и усиления государственной власти. В обеих странах принимаются законы, связанные с укрупнением регионов и муниципальных образований, усилением контроля центра над территориями, направленные на поддержку традиционных ценностей, социально-экономическое развитие, а также возрождение духовно-религиозных ценностей.
Источник: Журнал "RT DIALOG" №1-2015, стр.8. rt-dialog@mail.ru
(государственная система Турции, турция форма правления, Меджлис в Турции, турция форма государственного устройства, политический режим турции )