Профессия, которой нет
Риелтор с большим опытом Дурмуш Озген рассказал о специфике работы и сегодняшних проблемах в отрасли недвижимости. «Проблем в сфере недвижимости достаточно много. Турция практически не регулирует эту профессиональную деятельность», - заявил он.
Говоря о проблемах, Озген, в первую очередь, отмечает внешние факторы, влияющие на спрос: коронавирус и военные действия в Сирии. Последние выставки недвижимости в Европе не оправдали ожиданий турецких риелторов: негативные внешние факторы уменьшили интерес к Турции среди европейцев.
«Есть и немало проблем, касающихся правового регулирования. Принимаются новые законы, которые могут привести к нежелательным последствиям для страны. С одной стороны, гражданам многих стран перестали давать ВНЖ по аренде, с другой стороны, за 250 тысяч долларов можно получить сразу гражданство. На мой взгляд, так дешево раздавать турецкое гражданство неправильно. Нет грамотного регулирования и нашей профессиональной деятельности. Мы, специалисты, работающие с иностранцами, включенные в процесс иммиграции от и до, не просто риелторы, наша деятельность гораздо обширнее. В Европе это называют international property business, а в Турции такого понятия нет. Большие проблемы у нас имеются и с трудоустройством иностранного персонала. На каждого иностранца предусмотрена квота в 5 турецких работников. Но такие компании, как наша, работают с разными странами и испытывают необходимость в специалистах-иностранцах. Если заниматься маркетингом в 5-6 странах и принять на работу хотя бы по одному иностранному специалисту, то турок в штате должно быть более 30 человек! И еще: когда мы сами выезжаем за рубеж, нам приходится заниматься визовым вопросом. Мы, те люди, которые привозят в страну инвесторов, испытываем на себе визовые трудности, в то время как госслужащие пользуются зелеными льготными паспортами», - поделился Озген.
Озген отмечает, что государственные программы поддержки бизнеса тоже не включают такие категории, как агентства недвижимости: «Многие мои коллеги тратят на маркетинг и рекламу Турции и Аланьи в разы больше, чем государство или администрация города, но какой-то помощи по программам поддержки бизнеса нет».