Истории успеха: миллиардер Хамди Улукайя
Хамди Улукайя – один из самых богатых людей Турции. По версии журнала Forbes в 2016 году он занимает 10 место среди турецких миллиардеров и 958 в общем мировом рейтинге. Удивительная история успеха о том, как за пять лет заработать миллиард долларов.
Хамди Улукайя родился 26 октября 1972 года, в турецком городе Эрзинджан в семье, которая держала овец и коз и производила собственные молочные продукты. Получил образование в Университете Анкары. В 1994 году переехал в Америку с целью выучить английский язык и пройти бизнес-курсы. Для того чтобы заработать на жизнь, работал на ферме. Однако отец уговорил Хамди заняться импортом сыра фета, который производила его семья. Улукайя бросил обучение, чтобы заняться бизнесом. Новое дело постепенно стало приносить доход и позволило Хамди приобрести небольшой сырный завод, который получил название Euphrates. Однако после нескольких лет работы завод фактически находился на грани банкротства.
В 2005 году Хамди Улукайя приобрел старый завод по производству йогуртов компании Kraft, объявление о продаже которого увидел случайно. Вопреки советам финансового консультанта, бизнесмен решился на покупку предприятия стоимостью 1 миллиард долларов, для получения необходимой суммы был получен кредит по программе поддержки малого бизнеса. Заводу на момент покупки было 84 года, как само здание, так и оборудование требовало серьезного ремонта. Хамди нанял на работу нескольких бывших работников фабрики и пригласил из Турции специалиста по производству йогуртов Мустфу Догана. В течение нескольких лет Хамди и Мустафа разрабатывали рецепт такого йогурта, который бы не содержал консервантов, искусственных красителей, имел минимум жиров и мог храниться продолжительное время. Когда подходящий рецепт был найден, оказалось, что на заводе нет необходимого для производство оборудования. Средств для покупки нового оборудования у предпринимателя не было, но ему повезло, и он смог найти старое за приемлемую сумму. В тоже время родилось название нового продукта. Улукайя назвал свой бренд Chobani, что с турецкого языка переводится как пастух. Не имея достаточных средств для рекламы продукта, бизнесмен уделил особое внимание упаковке, которая бы выделяла продукцию.
Первая партия продукции в 2007 году составляла несколько сотен коробок и была раскуплена в супермаркете за неделю. В 2009 году компания продавала уже 200 тысяч ящиков в неделю. В 2012 году прибыль компании превысила миллиард долларов.
Первая реклама компании Chobani вышла только в 2011 году. Большинство покупателей пробовали продукцию по совету своих друзей, которые рекомендовали его как оптимальное сочетание вкуса, качества и цены. Для продвижения своего бренда Хамди использовал социальные сети: Facebookи Twitter. Chobaniактивно делится новинками бренда, новостями и не оставляет без ответа ни одного комментария. Сегодня за жизнью компании на странице следит более 1 200 000 человек, что в несколько раз больше, чем у конкурентов.
Сегодня Хамди Улукайя посвящает все свое время работе в компании Chobani, а также ведет активную благотворительную деятельность. С момента создания компании Хамди жертвовал 10% дохода компании в благотворительные фонды, в 2010 году основал собственный ChobaniFoundation. Пожертвовал 700 миллионов долларов для помощи пострадавшим от гражданской войны в Сирии. Является участником кампании «Клятва Дарения», куда входят бизнесмены, которые отдают на благотворительность более половины своего дохода.
История Chobani– это яркий пример грамотного маркетинга в сочетании с правильной идеей, которая родилась в нужное время. История успешного человека, который смог за 5 лет заработать свой первый миллиард долларов и превратить никому не известный турецкий йогурт в популярный продукт.