Турецкий военный марш
Многие не знают, но военный марш был изобретен турками.
Турецкие военачальники никогда не начинали битву без музыкального сопровождения. Предварительное устрашение противника было важнейшим элементом тактики османов. Сотни музыкантов с бубнами, арабскими удами, барабанами создавали какофонию звуков.
Современные военные марши с их характерным ритмом появились в европейской музыке в 18 веке. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым ритмом, чем в старом европейском марше, стал преобладать в военной, а в XX веке и во всей маршевой музыке.
Впервые в Европе познакомились с игрой турецких музыкантов в 1699 году австрийцы, когда в Вену прибыла турецкая делегация, чтобы отпраздновать заключение Карловицкого мирного договора, завершившего очередную австро-турецкую войну, продолжавшуюся 16 лет.
Охрану делегации Османской империи несли янычары - турецкая пехота, и вместе с другими янычарами делегацию сопровождал и янычарский военный оркестр, который дал несколько публичных концертов для жителей Вены.
Это очень живая, бодрая, весёлая музыка. Ходить строем и маршировать по плацу - она ни совсем для этого подходит. И действительно, турецкие янычары никогда под музыку строем не ходили. Музыку играли перед боем, во время боя, и после боя, чтобы отпраздновать победу, а также во время торжественных мероприятий. Во время парадов янычары просто шли пешком, не «в ногу», очень часто даже пританцовывали с криками «Рахим Алла! Карим Алла!» («Господь милосердный! Господь щедрый!»).
Стиль турецко-янычарской военной музыки называется по-турецки «мехтер», янычарский военный оркестр - «мехтер такыми» (взвод музыкантов), военные музыканты - «мехтеран», руководитель оркестра - «мехтербаши» (во всех словах ударение на последний слог).
Музыкальные инструменты, на которых играли музыканты-янычары: большой турецкий барабан (давуль); маленькие барабаны; «бору» (турецкие медные трубы); тарелки; «кос» (огромные литавры); зурна (восточный вариант флейты); треугольник (самозвучащий ударный инструмент треугольной формы); «джевген» (специфический турецкий инструмент, представляющий собой палку, увешанную множеством маленьких колокольчиков).
Мехтербаши вместо дирижёрской палочки держал в руке бунчук - длинную палку с конским хвостом на конце.
Количество музыкантов в оркестре варьировалось от 9 до 100, а в 1453 году, когда турецкий султан Мехмет II торжественно въезжал на лошади со своей свитой в захваченный турками Константинополь, играл гигантский военный оркестр в составе 300 музыкантов.
Упоминания о мехтеран засвидетельствованы ещё на Надписях Орхона (тюркские надгробные памятники на территории долины реки Орхон в Монголии), старейшие письменные источники турецкой истории, датируемые седьмым веком. Официально военные оркестры стали известны с тринадцатого века. Считается, что первый «мехтер» прислал первому османскому султану Осману I, султан Кей-Кубад III Сельджукского султаната в качестве подарка и послание в котором он поздравлял Османа с созданием нового государства. С того времени каждый день после дневной молитвы мехтер играл для османского правителя.
Парады военных оркестров янычар - старейшая традиция в мире по отношению к разным военно-духовым оркестрам. Парады военно-духовых оркестров в других странах в том виде как они известны в сегодняшние дни, были заимствованы в 16 столетии в Османской империи. Музыка, исполняемая мехтеран, тоже повлияла на европейскую классическую музыку, мотивы можно слышать у Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена.
В 1826 году после ликвидации янычарского корпуса непопулярным султаном Махмудом II, а янычары составляли ядро военных оркестров, музыкальный жанр стал постепенно забываться.
В настоящее время янычарская музыка носит в Турции в основном историко-этнографический характер.
(янычарский марш, турецкий военный марш)