Церемонии ордена Мевляны в Конье
В эти дни в самом религиозном городе страны проходят церемонии, приуроченные в 744 годовщине смерти Мевланы Джелал ад-Дина Руми, чьи идеи были взяты за основу ордена «крутящихся дервишей».
Мевляна Руми – выдающийся суфийский поэт персидского происхождения. Однако он долгое время жил в городе Конья, куда был приглашен Сульджукским правителем Алладдином Кейкубатом. В городе Конья находится могила Руми, которую посещает множество паломников из различных стран мира.
Мевляна стал родоначальником суфийского ордена «мевлеви». Официально орден был основан сыном Руми, уже после его смерти. Обрядовый танец «сема» занимает важное место в культе ордена Мевлеви.
Танец «сема» исполняется на круглой площадке, символизирующей мироздание. Шейх восседает на красном ковре, который считается престолом Джелаледдина Руми Мевланы. Шейх же занимает этот престол временно, как бы замещая Мевлану. Красный цвет символизирует приобщение к божественной благодати. Как известно, Мевлана скончался после захода солнца. Новые члены ордена сидят на черных ковриках. Черный цвет символизирует бесцветность. Лишь дошедший до известного уровня дервиш получает право восседать на белом коврике.
На голове танцоров, называемых семазенами, возвышается высокая чалма, символизирующая надгробье. Одеты семазены в белые балахоны, символизирующие саваны. Начиная танец, семазен снимает саван, что говорит о том, что он, то есть семазен, готов к процессу духовного очищения. Руки семазен складывает крест - накрест, что символизирует единство Бога. Затем семазен раскрывает объятия и начинает кружиться. Это означает, что он готов обнять весь мир. Правая рука семазена обращена ввысь, то есть к Богу, а левая - вниз, то есть к народу. Танец начинается под музыку, сочиненную Мустафой Итри. Ударный инструмент символизирует приказ Бога о создании Вселенной. В песне поется о достоинствах Мевланы. Затем семазены, возглавляемые шейхом, начинают кружиться по кругу. Первая часть круга символизирует бренный мир, а вторая - мир вечный. Вслед за этим семазены совершают три вращения, что означает готовность к духовному путешествию. По окончании танца все дервиши и зрители начинают ощущать свое единение с Богом».